Проблемы самоактуализации.

20.10.2020

К психологам часто обращаются мамы детей-подростков и молодых людей более старшего возраста с жалобами на то, что детям их ничего не интересно, что они ничем не занимаются и не увлекаются, кроме просиживания долгих часов за компьютером и пассивным просмотром телепередач. Они не испытывают состояний радости и вдохновения, ни к чему не стремятся, постепенно превращая свою жизнь в некое бессмысленное существование.

В этой связи возникает вопрос – почему все это происходит с молодыми людьми в нашем цивилизованном и довольно благополучном обществе? Для того чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть некоторые его аспекты. Начнем с отношений, которые складываются между родителями и детьми в семье с момента их рождения.

Мама и папа – это первые и самые близкие для ребенка люди. И от того, как они подходят к его воспитанию, что, в принципе, они под этим подразумевают, во многом зависит и то, каким он вырастет. Зачастую, родители, пытаясь оградить ребенка от сложностей окружающего мира, руководствуясь «знанием» того, как будет лучше для ребенка, загоняют его в рамки своих представлений. Под предлогом своей опытности и понимания жизни, такие родители решают за ребенка, где ему учиться, какие кружки и секции посещать и, какую профессию впоследствии выбрать. Классический пример, такого воспитания – когда мама, пытаясь накормить отказывающегося кушать малыша, объясняет ему, что, на самом деле, он голоден, просто не понимает этого пока. Малыш растет, и с возрастом, все меньше доверяет своим внутренним ощущениям, перестает обращать внимание на свои потребности. Он не понимает, к чему его тянет, что ему нравится и что для него лучше. Чем старше он становится, тем все более теряет свою индивидуальность, уникальность и внутреннюю мотивацию к чему-либо. В жизни он начинает определяться только извне заданными условиями.

Но такая жизнь в итоге может полностью потерять свою ценность, привести человека к депрессии и разного рода внутренним психологическим конфликтам и расстройствам.

Родители оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. И если это влияние авторитарно, то в итоге получится, как написано на одном из молодежных сайтов: «Мы ложимся спать тогда, когда этого не хотим, чтобы проснуться тогда, когда мы еще не выспались, для того чтобы пойти на учебу, на которую нет желания идти, чтобы устроиться впоследствии на работу, которую не любим, чтобы заработать деньги на жизнь, которая нам не нравится».

Но все же нельзя возложить всю ответственность за то, что происходит с нашей молодежью сегодня, только на родителей. И, потом, как объяснить тот факт, что и в благополучных в этом смысле семьях, где детям не навязывалось жесткое представление о мире и «знание» того, как будет для них лучше, у молодых людей возникают те же самые вопросы: кто Я? зачем Я? чего Я хочу?..

И здесь мы, подходим ко второму аспекту обозначенной проблемы – к вопросу о ценностях и потребностях наших дней. Так как, развитие личности человека происходит в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, начиная с узкого мира родительской семьи и расширяясь со временем до масштабов общества в целом. И то, какие в этом обществе потребности и ценности, во многом и определяет то, какие мы.Хочу такой сайт

Так как же пойти по жизни так, чтобы в старости не настигло отчаяние и разочарование, и чтобы, как говорится, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?

Для того чтобы положительные изменения в принципе стали возможными, у человека обязательно должна присутствовать большая потребность к изменению. Без нее ничего не получится. Так как путь по выстраиванию самого себя по своим внутренним принципам требует огромной смелости и мужества. Отказ от старых привычек и стереотипов, тревога от неопределенности неизведанного, боль от неизбежных осознаний – все это трудности пути.

Если выбор в пользу развития одной из самых высших людских потребностей – потребности в самоактуализации, сделан, то необходимо приступать к непосредственной практической работе с собой. И здесь, абсолютно очевидно, что работа эта начинается с самопознания, с исследования самого себя, внутреннего пространства своей личности. Возможно, начать придется с самых простых вещей. Даже обычный прием пищи может стать ежедневной практикой с постоянными вопросами и ответами внутри себя. Такими как – по вкусу ли мне это блюдо, голоден ли я сейчас или просто пришло время обеда? И так во всем… Например, при просмотре фильмов спрашивайте себя – нравится ли мне эта картина, о чем она, что это для меня? В разговоре с людьми отслеживайте свое внутреннее состояние, отвечайте себе на вопросы – а что значат для меня слова собеседника, какой отклик они вызывают в моей душе? Вы можете вести дневник о прошедшем дне, анализируя свое поведение, эмоции, мысли. Занимайтесь гимнастикой, медитируйте, прорабатывайте свои негативные эмоции, разбирайтесь с дурными мыслями. В общем, делайте все, что позволит повысить свою осознанность.

Так, переведя свое внимание с внешнего локуса контроля на внутренний, постепенно шаг за шагом, вы узнаете себя, познакомитесь со своими уникальными, присущими только вам качествами, со своими потребностями и ценностями. Вы начнете понимать, что в вас требует изменения и улучшения. Какие действия вам необходимо для этого совершить. Т.е., вы станете более осознанными во всех сферах вашей жизни. Сама жизнь превратится для вас в практику. И это то, что делает нас людьми.

Процесс самоактуализации может быть трудным. И на помощь здесь придут книги по данной теме, статьи, передачи, и, конечно же, психологи, работающие в этом направлении. Большой популярностью в настоящее время пользуются группы самопознания и личностного роста. Процесс развития личности в них идет гораздо быстрее, чем при индивидуальных встречах с психологом. Так как в таких группах не один, а сразу несколько внешних наблюдателей, как система зеркал, отражают наши проблемные зоны, позволяя сделать их объектом работы.

Тем, кто встал на путь самоактуализации следует помнить, что процесс этот бесконечный и беспредельный. Как сказал великий французский философ Анри Бергсон: «Мы только ищем точный смысл, какой придает наше сознание слову «существовать», и мы находим, что для сознательного существа это значит изменяться; изменяться – значит созревать, созревать же – это бесконечно созидать самого себя».



Подготовила педагог – психолог Н.В. Красных

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».